Бесплатный HTTP PROXY, бесплатный антивирсЭто безопасная версия страницы http://ncinemaland.ru, которая сохранена в кэш-память SafeWeber.ru
Последнее обновление данных о странице было: 18.01.2011г. в 03:15.

Спонсор проверки SafeWeber:

Современный кинематограф: красочный и насыщенный спецэффектами, озвученный на новейших студиях и имеющий головокружительный успех, вот то, к чему привыкли мы – жители 21 века. Кинофильмы, в коих калейдоскопом меняются времена и события, принимают участие тысячи актеров. Премьеры, чьи анонсы пестрят на обложках цветных журналов и рекламных щитах, сменяя один другого с такой быстротой, что не всегда поймешь, какая именно является событием месяца и стоит просмотра. Все эти постулаты современного кино, зачастую лишенные смысловой нагрузки, заставляют нас забывать о том, что российское кино всегда выделялось из череды однодневных кинооткрытий западного образца. И даже учитывая то, что просмотры кинофильмов составляют не малую часть досуга молодежи, собирающей работы известных кинорежиссеров и следящей за новинками киноискусства, стоит знать историю российского кино и то, как все начиналось.

На стыке веков
Именно так хочется начать рассказ о кинематографе России. Потому как непосредственно в 1895 году началось его заметное развитие, связанное, в большей мере, с показом братьями Люмьер кинофильма « Прибытие поезда». Имела ли данная работа успех привычного нам масштаба? И каков был кассовый сбор, судить по современным меркам сложно. Но то, что его демонстрация определила дальнейшие жанры и приемы, виды и темы, известно без всяких доказательств. В России начали снимать игровое и научно-популярное кино, а, немногим позже, и документальное. Модные в то время мелодрамы и кинокомедии вызывали не поддельный смех и слезы. А многотысячные обитатели капли воды, показанные в фильме биолога Владимира Лебедева, интересны были, как оказалось, широкой публике.
Появившаяся возможность наблюдения за недоступными глазу явлениями природы, жизнью животных и птиц, миром обитателей моря и повадками насекомых, перевело неигровое кино из разряда научного в познавательно- интересное.

Научно-популярный кинематограф России
Вместе с возможностями соединять камеру с микроскопом использовалась в то время и возможность съемки сжатыми и растянутыми темпами, что помогало анализировать движение явлений. Так, к примеру, при помощи цейтраферной (сверхзамедленной) съемке удавалось в течение нескольких минут показать процессы длящиеся днями, а иногда и месяцами. Появился в то время и способ графического (объемного и анимационного) моделирования объектов.
В русском кино впервые этот способ применили в 1911 году Николай Баклин и Владимир Старевич в своем фильме « Электрический телеграф».
Подобная методика послужила в дальнейшем развитию искусствоведческого, научно-просветительного фильма. И привела в творческую лабораторию художников и писателей. А в начале тридцатых годов, с организацией в Москве, Ленинграде, Киеве и Новосибирске треста “Союзтехфильм”, был начат выпуск инструктивных и учебных фильмов нацеленных на школы и высшие учебные заведения. И только спустя десятилетие техфильмы получили название научно-популярные и были перемещены их аудиЂорий в кинотеатры.

Техасская резня бензопилой

Решил этим теплым летним деньком, вспомнить такое известное произведение в жанре как «Техасская резня бензопилой». Ну, корифеи ЂЂЂ проняло! Именно об этом фильме когда-то шепотом вспоминали люди, боязливо оглядываясь через плечо. Нетленная классика, для тех, у кого крепкие нервы и желудок. Мое знакомство с этим произведением произошло много лет тому назад, в упомянутом (в заметке про «Восставший из Ада») видеосалоне. Это была третья часть фильма, которая мне понравилась с первого взгляда. Позже я достал первые две части фильма, с средним качеством записи, и итальянским (!) дубляжом. Денис Хоппер, разговаривающий на языке макаронников ЂЂЂ это что-то! Некоторые знакомы с этим, очень редким ныне, шедевром, кто-то нет (смотрели только римейк), но, в любом случаеЂЂЂ заводим пилу. Вж-вжж-вжжжжж! И вперед!

«Техасская резня бензопилой»
«Остерегайтесь дети Техаса! Дурной штат!»

Это произведение легендарный Тоуб Хуппер («Жизненная сила», «Кошмар дома на холмах») выкатил аж в 76 году прошлого века. Сценарий он написал, вдохновившись, как, кстати, и Роберт Блох ЂЂЂ автор «Психо», историей Эдварда Гейна ЂЂЂ убийцы-каннибала. В семидесятых Эд убил ради своей мамочки (из тела которой он сделал чучело) нескольких женщин. Также, этот милый дядя любил гулять вокруг своего дома, напялив на себя кожу одной из своих жертв (этот момент потом позаимствовали не только в фильме «Эд Гейн» но и замечательном «Живодер» с Тедом Рейми в главной роли).

Фильм, вышедший за несколько лет до эпохального «Хэллоуина», сразу установил такую планку, побить которую почти никому и не удалось. Несколько школьников/студентов катаются по Техасу, направляясь в родительский дом одного из героев. Приехав, не без приключений, до точки назначения, двое молодых и глупых заходят в пустой, вроде бы, соседский дом. И сразу же, один получает молотком по башке, девку же вешают на крюк. Уже весело, да? Оказывается, по соседству живет веселая семейка каннибалов, которые, после закрытия местной бойни, нашли себе новое лакомство. Помимо Дедушки (из которого, в буквальном смысле, песок сыплется) и Папы ЂЂЂ главы семейства, есть еще и придурковатый Братец, и Малыш ЂЂЂ здоровенный и тупой бугай, работающий у них поваром и добытчиком, носящий на своей уродливой роже маску из лиц своих жертв, и ловко орудующий бензопилой.

В фильме нет умных диалогов, закрученного сюжета, классных спецэффектов, или потрясающей игры актеров. В нем есть, ничем не прикрытая, оголтелая жестокость. Съемки убийств сняты просто и натуралистично, так, как умели снимать только в доисторические времена, когда грим и спецэффекты делались практически на коленке за ужасные гроши. Возможно поэтому насилие в фильме и смотрится реально и современно даже сейчас, во времена компьютеров и многомиллионных блокбастеров ЂЂЂ никакой компьютер не заставит актера, изобразить предсмертные конвульсии так ЂЂЂ что волосы на голове шевелятся. Атмосфера тяжелая и давящая, несмотря на то, что фильм довольно светлый и солнечный (мода на маньяков, скрывающихся в темноте, пришла вместе с «Хэллоуином»). Ну а кадры со снятым крупным планом, глазным яблоком ЂЂЂ просто сносят крышу, неприятно задевая самые чувствительные рецепторы восприятия.

Тем, кому каннибализм в кино знаком в первую очередь по некому субъекту, по имени Ганнибал ЂЂЂ будет крайне неприятно лицезреть Семейку. Если Лектор ЂЂЂ безжалостный убийца, носящий маску утонченного философа-интеллектуала, то эти плотоядные личности ЂЂЂ просто психопаты, садисты упивающиеся страданиями своих жертв. Воспитанные и взращенные изуверами, они даже на людей смотрят как на пищу, которую, к тому же, можно и помучить, – тогда и есть будет приятнее.

В современно мире слово «Голливуд» символизирует успех, славу, дорогие машины и роскошные виллы. Это место, куда стремятся многие молодые актеры и режиссеры. С Голливудом у многих связана своя «американская мечта».

А начиналось все с маленького ранчо «Голливуд» в нескольких верстах от Большого каньона, где практически круглый год светит солнце и открывается чудесный вид на песчаные пляжи и живописные лагуны.

В 1907 году появляются первые киностудии в Лос-Анджелесе, через пять лет Голливуд становится местом зарождения индустрии фильмов. Крупные инвесторы потянулись в этот богом забытый край, и через пятнадцать лет Голливуд становится крупнейшим центром мировой киноиндустрии. Здесь стали снимать большую часть американских фильмов.

Стоявшие у истоков студии компании «Парамаунт», «МетроЂЂЂГолденЂЂЂМайер», «Ворнер бразерс», снимали сначала немое кино, потом перешли на ленты со звуковыми дорожками и цветные пленки. Появилось новое оборудование, грим, микрофоны. Кино-бум в США сильно подхлестнул молодых промышленников и к 30-м годам двадцатого века Голливуд прочно завоевал славу крупнейшего и одного из самых богатейших районов развлекательной индустрии.

Конкуренция между студиями явилась серьезным фактором внутренней политики. Например, Уильям Фокс со своей компанией «20-ый век Фокс» строил кинотеатры и показывал в них фильмы только своей студии. Многие ленты не пропускала цензура пуританской Америки, и огромные деньги тратились на взятки, чтобы дать зеленый свет или, наоборот, запретить тот или иной фильм.

К 70-м годам прошлого века интерес к классическим вестернам и однотипным комедиям стал падать, многие компании разорялись или делились на более мелкие. Именно тогда в Голливуде появились наиболее яркие режиссеры и актеры тех лет. Френсис Форд Коппола снимает «Крестного отца», Стивен Спилберг начинает работать над «Челюстями», а Джордж Лукас занимается четвертым эпизодом «Звездных войн». С этих фильмов начинается новый этап развития киноиндустрии. Опять огромные средства текут к тихоокеанскому побережью, Америка снова «болеет» кинофильмами. Возникает множество кинотеатров по всей стране, в которых идут фильмы, снятые в Голливуде. Он становится символом успеха для многих молодых американских актеров, и остается им по сей день.

Кино или попкорн?

Современный город предлагает жителям гигантский выбор развлечений на любой вкус и кошелёк. Однако если перефразировать знаменитое высказывание: важнейшим развлечением для нас является кино. А что нас ждёт внутри кинотеатра? К сожалению, не всегда лишь приятные впечатления от просмотра. Ради хорошего фильма можно смириться и с прокуренным насквозь баром, и с крошечные залами с небольшими экранами, и с низким качеством плёнки.

Тяжело мириться с другим фактором, когда через три минуты после заставки из-за твоей спины начинает раздаваться довольное чавканье, шуршание разворачиваемых этикеток, звук высасываемой с самого дна стаканчика колы. Ну, а если сзади сидит весёлая компания, то комментарии (надо заметить, не всегда уместные и тем более умные) на протяжении всего фильма, а также дружный громкий смех и прочие радости вам обеспечены.

И тут встаёт законный вопрос: а за что я, собственно, платил деньги? Неужели за то, чтобы слушать этих милых ребят или звуки, с которыми они употребляют пищу. Впечатление даже от самого лучшего фильма может быть безнадёжно испорчено.

Извечный русский вопрос «кто виноват?» тут однозначного ответа не имеет. С одной стороны, современный репертуар кинотеатров редко располагает к высоким чувствам. С другой стороны, сами кинотеатры, а точнее, заведения, которые так себя именуют, культивируют это безнаказанное бескультурье. В них свободно продаётся и активно стимулируется продажа главного врага хорошего кино ЂЂЂ попкорна.

Это утверждение исходит не только из того, что зритель, активно потребляющий данный продукт во время сеанса, доставляет другим дискомфорт. Дело в том, что человеку очень трудно совмещать два дела одновременно, особенно ЂЂЂ сочетать приём пищи с мозговой деятельностью.

Несчастные кинофильмы ЂЂЂ по ним наносят воистину двойной удар. Любители перекусить во время сеанса, не только мешают другим, но и сами не воспринимают полноценно происходящее на экране. Деньги продюсеров, работа режиссёров, игра актёров, свет кинотеатра улетают в канализацию.

А представьте, как было бы приятно наслаждаться хорошим фильмом, не отвлекаясь на любителей похрустеть и пообщаться во время показа. Такие места действительно существуют, вот их я как раз и называю гордым словом Кинотеатр!

Выбирать между фильмом и попкорном ЂЂЂ ваше неотъемлемое право, но задумайтесь, что для важнее ЂЂЂ кино или еда? Быть может для принятия пищи стоит подыскать более подходящее место? Приятного просмотра!

Создатели кинематографа

Создатели кинематографа не вслепую
Сто с лишним лет назад мир столкнулся с настоящим чудом ЂЂЂ «движущимися фотографиями». Люди стали свидетелями рождения нового искусства, первооткрывателями которого принято считать братьев Люмьер.

Мальчики, Луи Жан и Огюст Луи Мари, с самого детства росли в атмосфере творчества, поскольку отец их рисовал картины, увлекался фотографией и держал свою фабрику фотопластинок. Именно на этой фабрике работал впоследствии Луи, окончив техническую школу. Он был всецело увлечен своим делом и особенно интересовался световой проекцией «движущихся фотографий».

Луи была гораздо ближе техническая сторона кинематографа и изобретательство в целом, в то время как Огюст Люмьер взял на себя обязанности организатора и менеджера и помогал брату деньгами. Таким образом, вкладывая каждый свою лепту, они вместе разработали «кинематограф».

Свое изобретение братья продемонстрировали 28 декабря 1895 года в парижском Гран-кафе на Бульвар-де-Капюсин, там и состоялся первый киносеанс. Всего за один франк удивленные зрители могли наблюдать, как на белом полотне оживают незамысловатые сценки из городской жизни, как из глубины экрана движется на них паровоз, как выделывает разные трюки уличный мальчишка. Все это производило потрясающее впечатление: люди искренне вскрикивали от страха, смеялись до слез, они будто бы сами жили той жизнью, что царила на экране.

В тот день братья Люмьер показали 5 короткометражных фильмов, так кинематография шагнула в массы. Начались регулярные сеансы «кинематографа», они проходили под аккомпанемент пианино или саксофона, под изображением появились субтитры. За короткое время было отснято около тысячи короткометражных фильмов. Братья Люмьер обучили множество операторов. В 1896 году кинематограф пришел в Россию, сначала в Петербург, а затем в Москву и другие города.

Для самих же братьев Люмьер все началось с кинетоскопа Эдисона с его движущимися картинками. Его купил мальчикам отец и предложил попробовать сделать свой аппарат, но «выпустить картинки из коробки». Братья увлеклись идеей не на шутку, пЂсвящая этой проблеме все свободное время. И решение было найдено! Созданный ими аппарат совместил в себе три процесса: съемочный, копировальный и проекционный.

Братья Люмьер показали всему миру широчайшие возможности кинематографа. Более того, они развили настоящую рекламно-коммерческую деятельность популяризируя новое зрелищное искусство. Сами братья были чрезвычайно горды своим детищем. «Движущиеся картинки развлекают весь мир. Это лучшее, что мы могли сделать», ЂЂЂ говорили они.

Огюст и Луи Люмьеры не остановились на достигнутом, стараясь сделать киносъемку лучше. Например, при съемке проезда по каналу в Венеции на гондоле, они придумали метод, который сейчас называется тревелингом.

Заслуги братьев Люмьер в рождении нового искусства трудно переоценить, не смотря на тот факт, что к тому времени уже существовали все необходимые предпосылки. Ценность изобретения «кинематографа» была оценена по достоинству. Братья были приняты во Французскую Академию наук. По сей день на их родине присуждается ежегодная премия имени Луи Люмьера лучшим документальным фильмам.

Французское кино

Когда вы говорите «Голливуд», наверняка у вас возникают ассоциации с белокурыми бестиями, безудержными драками, льющейся кровью, лихими погонями на всех видах транспорта…
А когда мы говорим «французское кино»? Не правда ли, странно, но в голове в первую очередь возникают имена: утонченный красавец Ален Делон, отважный Жан Моро, несравненный Бельмондо, смешной Бурвиль…
Отчего так?
Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, нужно вернуться в истории в декабрь 1885 года ЂЂЂ именно в 28 день этого месяца братья Люмьер показали свой первый фильм.
И родился кинематограф.

Изначально, кино должно было показывать то, что нельзя было увидеть в обыденной жизни ЂЂЂ только тогда оно могло притягивать к себе зрителя. Таким образом, первое кино стало развиваться как трюковое, зрелищное. Изобретатель этого киножанра ЂЂЂ Ж. Мельес и фирма «Фильм дЂЂЂАр».
Ими же был сделан шаг в том направлении, которое и обусловило дальнейшее и сегодняшнее французское кино: для участия в фильмах были приглашены известные театральные актеры, композиторы, драматурги. Кино обрело статус «театра для всех».
Именно участие видных театральных актеров, их профессиональная игра сделали к 1910 году кино необычайно популярным. Особым успехом пользовались кинокомедии с участием М. Линдера. Публике понравился и новый жанр ЂЂЂ авантюры Л. Фейада.

До начала первой мировой войны практически 90% всей кинопродукции выпускалось во Франции, где наиболее значимыми были компании «Пате» и «Гомон».

Культурная жизнь Франции, законодательницы в мире искусства, не могла не заметить новое изобретение. Как и во всяком искусстве, в кино появился авангард. Авангардисты в своем использовании разных экспериментов открыли в кино новые возможности его выразительности.
Все это протекало с бурными спорами о роли, месте и способах, с возникновением киноклубов, которые, безусловно, смогли повлиять на развитие кино во Франции, пропагандируя лучшие образцы уже мировой киноиндустрии.
В начале 1950-х годов любовь публики и известность завоевывают блистательные актёры: Жерар Филип, Бурвиль, Жан Маре, Мари Казарес, Луи де Фюнес, Серж Реджани и другие.

Следует подчеркнуть один интересный момент в истории французского кино: только в этой стране всерьез возникло движение, требующее запрета использования кино в коммерческих целях.

Период после второй мировой войны стал поворотным в формировании французского кино. Главное, что произошло в то время ЂЂЂ решительный поворот киноискусства в сторону гуманизма.
Это сделало каждый фильм и каждую роль насыщеннее, психологичнее, глубже. Создатели фильмов обращаются к истории, к классике литературы. И это было оправдано.
Мировую известность получают экранизации французской классики: «Пармская обитель» (1948), «Красное и чёрное» (1954), «Тереза Ракен» (1953).
Особым гуманизмом был пронизан фильм А. Рене «Хиросима, любовь моя» (1959), который сыграл важную роль в развитии французского кино.

Это был период так называемой «новой волны» французского кино. Это волна подняла на своем гребне более 150 имен новых режиссёров, среди которых наиболее известными стали Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо, Клод Лелуш, Клод Шаброль, Луи Маль. А 1964 и 1967 годах были созданы фильмы-мюзиклы режиссёра Жака Деми ЂЂЂ «Шербурские зонтики» и «Девушки из Рошфора», известные и любимые и сегодня.

Но куда громче имен режиссеров и названий самих фильмов звучат в 1960ЂЂЂ1970-х годах во французском кино имена актеров: Ален Делон, Жана Моро, Катрин Денёв, Жан-Луи Трентиньян, Жан-Поль Бельмондо, Анни Жирардо. Французские комики Пьер Ришар, Жерар Депардье, Колюш были исключительны в своей игре, оригинальны, что принесло им популярность далеко за пределами страны.

Исключительная утонченность игры актеров, психологизм событий, драматизм сценария ЂЂЂ это современное французское кино. Добавьте к этому своеобразную французскую пикантность, мастерскую работу операторов, обеспечивающих художественную красоту съёмок, и вы получите полное представление о французском киноискусстве.
Сегодня его стиль определяют всемирно известные режиссёры Люк Бессон, Жан-Пьер Жене, Франсуа Озон и популярные актёры Софи Марсо, Жан Рено, Кристиан Клавье, Одри Тоту, Мэттью Кассовитц.

В конце необходимо отметить одну очень существенную для любого кино деталь: правительство Франции активно содействует развитию и экспорту национального кинематографа.

21 июня в Москве стартовал 29-й Московский Международный Кино Фестиваль. В фестивале принимают участие более 100 картин, из огромного количества стран – от Австрии и Китая до Узбекистана и Эквадора. Президентом фестиваля неизменно остается Никита Сергеевич Михалков, а вот основная “команда” людей, работающих на фестивале, претерпела значительные изменения.

Большая часть картин была показана в кинотеатре “Октябрь”, что находится на Новом Арбате, также фестиваль затронул кинотеатр “Пушкинский”, “Дом кино” и кинотеатр “Художественный”. Все пресс-конференции и пресс-показы также проходили в “Октябре”, главными событиями кинотеатра “Пушкинский” в рамках ММКФ стали церемония открытия Кинофестиваля и церемония его закрытия.

Фильм открытия Кинофестиваля – комедия-притча знаменитого югославского режиссера Эмира Кустурицы “Завет”, повествующая о молодом парнишке, который по просьбе деда уезжает из родной деревни в город искать себе жену. Две конкурсные программы – “Основной конкурс” и конкурс “Перспективы” содержат 20 и 10 картин соответственно.

Несомненно, фестиваль богат и внеконкурсными программами: “Ателье” (4 картины), “Свободная мысль – программа документального кино” (12 картин), “Московская эйфория” (8 фильмов), “Мир кино” (35 фильмов), “Китайский экстрим” (5 фильмов), “Гала-премьеры” (10 фильмов), “Восемь с половиной фильмов” (9 фильмов), “Итальянское кино сегодня” (6 фильмов).

Очень интересна коллекция ретроспектив, представленная на Фестивале: “Далекие огни – звезды немого кино” (11 картин, самая ранняя из которых 1914 года, а самая поздняя – 1931), “Эмир Кустурица – режиссер из Югославии” (4 картины), “Роберт Олтман – великие семидесятые” (5 фильмов), “Милош Форман – ранние годы” (5 фильмов), “Золотой век Голливудского мюзикла” (10 картин), “Прощай, СССР!” (17 фильмов). Также на фестивале присутствуют две специальные программы – “Год Китая” (3 фильма) и “Список Михалкова” (10 фильмов).

Как было заявлено представителями дирекции ММКФ, бюджет фестиваля составил 75-80 млн. рублей.

К сожалению, только очень малая часть фильмов, принявших участие в Фестивале, выйдет потом на широкие экраны. Возможно, большее количество картин будет показано в рамках специальных программ и лишь в нескольких кинотеатрах.

Один из фильмов, выходящих в скором времени в прокат – картина французского режиссера Франсуа Озона (“8 женщин”) “Ангел”. Фильм повествует историю жизни девушки, родившейся в заброшенном городке Англии, однако обладающую выдающимся литературным талантом. Это история успеха целеустремленного человека и в то же время история жизни ранимой девушки, так навсегда и оставшейся ребенком. Фильм участвует в программе “Гала-премьеры”.

Стоит отметить, что в этот раз журналисты были заинтересованы в политических подтекстах картин, отчего, если таковая находилась, то и пресс-конференции будто принимали политическую направленность. И хотя “Ангел” не имеет никакого отношения к политике, однако и этот фильм журналисты пытались рассматривать сполитической точки зрения. На пресс-конференции Франсуа Озона, состоявшейся сразу после пресс-показа фильма “Ангел”, его попросили сравнить его героиню – сильную и целеустремленную девушку по имени Энжел – с Юлией Тимошенко, так как черты их характера журналисты из Украины нашли похожими. Хоть Франсуа и был немного сконфужен подобным вопросом, однако ответ на него вызвал аплодисменты в зале. “Хоть я и не знаю Юлию Тимошенко – ответил Озон, – если она похожа на мою героиню, я бы дал ей сценарий моего фильма – возможно, это бы ей помогло”.

Фильм закрытия Фестиваля – французская картина “Железнодорожный роман”, рассказывающая о женщине-авторе популярных романов и о серийном убийце, судьбы которых причудливым образом переплетаются.

Напомним, что каждый год в порядок проведения Фестиваля вносятся изменения: так, в этом году пресс-центр находится непосредственно в кинотеатре “Октябрь”, где фестиваль, фактически, и проходит, хотя ещё несколько лет назад он располагался в Выставочном Зале Манежа.

В Москву на эти 10 дней прилетели журналисты с разных уголков планеты – из Греции,Украины, Германии, Сербии, что говорит о действительно международном значении Московского Кинофестиваля.
Что ж, следующий фестиваль – 30-й – юбилейный, поэтому остается только догадываться о том, какие сюрпризы преподнесет он журналистам, гостям Фестиваля и его участникам.

«Полагать, что продукция кинопромышленности служит только развлечению и не несет идеологической нагрузки, значит сознательно игнорировать одну из наиболее действенных форм культурного империализма». (Г. Шиллер, «СМИ и культурное господство»)

Кино, как способ пропаганды, способно оказывать чрезвычайно высокое эмоциональное воздействие (подробнееоб эмоциональном воздействии см. Эмоциональный резонанс). Оно активно генерирует в воображении зрителя иллюзорную картину мира в очень идеализированном виде. В соответствии с авторским замыслом кино может произвольно создавать у зрителя ощущение «справедливости» и моральной правоты того или иного персонажа, независимо от его действительной роли в истории. При этом пропагандистское влияние на человека происходит скрыто, на эмоциональном уровне, вне его сознательного контроля. Никакие рациональные контраргументы в этом случае не срабатывают. Простой пример: на рациональном уровне мы все хорошо осознаем, кем был Адольф Гитлер и знаем его поступки. Однако используя игру талантливых актеров Ђ специальные драматические приемы, кинорежиссер вполне может представить все так, что симпатии зрителей однозначно окажутся на стороне фюрера. Его отвратительные преступления покажутся вовсе не преступлениями, а благородным делом ЂЂЂ ведь сами жертвы будут выглядеть злодеями, заслуживающими быть убитыми. И сидящие в кинозале люди будут искренне рыдать, наблюдая как честный и благородный фюрер пускает себе пулю в висок в апреле 1945-го…

Манипулирование ощущением «справедливости» того или иного персонажа активно использует Голливуд. Все видели американские боевики «Рэмбо» и «Рэмбо-2», поэтому знают, что Америка, позорно проиграв войну во Вьетнаме, с успехом выиграла ее на киноэкранах. Подобных фильмов Запад произвел тысячи ЂЂЂ и наводнил ими весь мир. Не считая мужественного ответа в виде х/ф «Одиночное плавание» (1984), Советский Союз (а потом и Россия) не противопоставил им ничего.

В то же время трудно переоценить то значение, которое экспансия западной масс-культуры вообще и западного кинематографа в частности сыграли в развале советской системы. Целенаправленно или спонтанно в общество были внедрены западная картина мира и западные стандарты жизни. Вообще, следует сказать, что одной из причин поражения Советского Союза в холодной войне стал проигрыш именно на уровне масс-культуры. Советская пропагандистская машина не смогла создать привлекательный виртуальный мир, который был бы зрелищным, захватывающим, интересным для массовой аудитории и одновременно «правильно» интерпретировал мировую историю, пропагандировал советские ценности и образ жизни. (Отдельные шедевры типа х/ф «Кубанские казаки» не в счет. Это исключения, подтверждающие правило). Запад же чрезвычайно преуспел в продуцировании «вкусных» иллюзий.

В области масс-культуры, несмотря на ее крайнюю примитивность, США сегодня пользуются не имеющей себе равных притягательностью, особенно среди молодежи всего мира. По мнению З. Бжезинского, масс-культура (наряду с военным и экономическим могуществом), обеспечивает Соединенным Штатам политическое влияние, близкого которому не имеет ни одно государство мира.

Информация к размышлению. В 1994 году одной голливудской киностудией был снят боевик «Пуля в Пекин» с Майклом Кейном в главной роли. Он снимался в Санкт-Петербурге, а его герои боролись с чеченской мафией. Когда фильм был почти готов, как раз началась чеченская война и весь мир сочувствовал Чечне, поэтому показывать «плохих чеченцев» стало политически нецелесообразно. Картину… запретила американская цензура. Фильм положили на полку несмотря на миллионные затраты на его производство. Этот факт наглядно демонстрирует, какое значение имеет пропагандистский фактор в современной индустрии развлечений США.

Обратите внимание: «плохие парни» в американских боевиках всегда четко соответствуют текущему внешнеполитическому курсу Соединенных Штатов. Если в прошлые десятилетия киносупермены типа Рэмбо или Джеймса Бонда мужественно сражались преимущественно с коварными советскими шпионами и полковниками-садистами из КГБ, то по сюжету фильма, вышедшего в 2002 году, Агент 007 попадает в плен уже к северокорейцам (современным представителям «мировой оси зла») и подвергается там зверским пыткам. Изящный и ненавязчивый прием пропагандистского промывания мозгов, использующий Эффект перспективы.

Еще одной популярной темой сегодня является переписывание истории второй мировой войны. Посмотрев американские блокбастеры, вы, наконец, поймете, что хребет нацизму был сломан не в Сталинграде и под Курском, а во время спасения из плена американского рядового Райана. А в суперфильмах «Сталинград» (1994) и «Враг у ворот» (2001) вы увидите, как благородные и цивилизованные немцы мужественно сражаются против русских дикарей соответствующей наружности (см., например, фото слева ЂЂЂ прим. ред.). Причем немцы, оказывается, были все как на подбор антифашисты, «просто они честно выполняли свой воинский долг». К. Лох, английский кинорежиссер, сказал однажды: «Важно, чтобы история писалась нами, потому что тот, кто пишет историю, контролирует настоящее».

Результат очевиден: сегодняшние познания второй мировой войны у среднестатистического жителя Запада хорошо иллюстрирует следующий диалог:

Вопрос: «Знаете ли вы, сколько американцев погибло во второй мировой войне?»
Ответ: «О, очень много. Я бы сказал… Пятьдесят тысяч, думаю…»
ЂЂЂ А сколько русских?
ЂЂЂ Ну не знаю… Но, конечно, не так много как американцев.
ЂЂЂ Почему вы так думаете?
ЂЂЂ Ну, они присоединились к нам только в самом конце войны… Разве нет? Неужели раньше? О, вот так штука!

Успехи западной кинопропаганды на этом поприще столь значительны, что давно должны обеспокоить общественность в государствах с «незападным» типом культуры. Так, на вопросы, кто впервые создал атомную электростанцию, атомный ледокол, искусственный спутник Земли, самую мощную ракету-носитель, корабли на подводных крыльях и воздушной подушке, вывел человека в космос, одержал решающую победу во второй мировой войне, значительная часть российской (!) молодежи сегодня называет… Соединенные Штаты. (Наверное, иначе и быть не может после того, как по российским экранам с большим успехом прошел голливудский блокбастер «Армагеддон» (1999). Там российский космонавт изображен законченным чудаком с ощутимой долей придури, разгуливающим по орбитальной станции в шапке-ушанке и ремонтирующим бортовые компьютеры с помощью кувалды .) Список таких псевдодостижений Запада можно продолжать до бесконечности. В это же время, некоторые свои действительные достижения на Западе почему-то не афишируют. Например, приоритет изобретения атомной бомбы, а затем ее испытания на мирных жителях Хиросимы и Нагасаки. (Кстати, сегодня 30% молодых японцев искренне считают, что эти города и их население истребили русские, сбросив атомные бомбы, а американцы самоотверженно спасали пострадавших.).

Следует отметить, что в последние годы в России предпринимаются кое-какие шаги в данном направлении. В первую очередь они связаны с формированием благоприятного общественного мнения относительно действий власти по разрешению чеченского конфликта. Для этого, в частности, активно используется и масс-культура. Примером служат снятые по прямому заказу российских органов спецпропаганды многочисленные телесериалы о спецназе, о ментах, в общем ЂЂЂ о «наших ребятах», простых и справедливых, которые мужественно сражаются в Чечне «за нас с вами». Общее направление «манипуляции справедливостью» в данном случае характеризует цитата из х/ф «Война» (2002, реж. Алексей Балабанов):

ЂЂЂ А сколько стоит купить? (заложника для получения выкупа)
ЂЂЂ В Чечне биржа есть: купить одно, а заказать совсем другое…
ЂЂЂ Как это, заказать?
ЂЂЂ Ну а как убийства заказывают? Ну вы прямо как с Луны…
ЂЂЂ Так это бандиты…
ЂЂЂ А чеченцы и есть бандиты!
ЂЂЂ Все?
ЂЂЂ Да, все! (и т.д.)

Лидирующие в российских хит-парадах песни группы «Любэ» («Батяня комбат», «Давай за…» и т.д.) ЂЂЂ из той же оперы…

Мультфильмы всегда считались уделом детского внимания, зрелищем несерьезным и неинтересным для взрослого. Говорят, ребенок не может долго удерживать внимание на одном предмете, поэтому полнометражный мультфильм кажется задумкой не очень эффективной ЂЂЂ взрослому неинтересно, ребенок не досмотрит.
Однако Уолт Дисней решил, что законы годятся для взрослых, а для детей они не значат ничего, поэтому в 1937 году появился первый полнометражный мультфильм «Белоснежка и 7 гномов», в создание которого великий друг детей вложил более полутора миллиона долларов. Многие крутили пальцем у виска, однако Дисней оказался прав, популярность «Белоснежки» стала феноменальной для мультфильма.
Потом была «Фантазия», советская «Снежная королева» и совсем взрослый мульт «Желтая подводная лодка». Все они становились событием в культурном мире, но настоящий расцвет полнометражной мультипликации начался намного позже, когда по миру прогремел «Король-лев». У него есть два серьезных отличия от других работ. Во-первых, «Король-лев» имеет сценарий, написанный специально для него. Во-вторых, для озвучивания героев Уолтом Диснеем были приглашены профессиональные актеры, мировые известности, которые прибавили мультфильму серьезности и популярности. Это был первый опыт такого плана, растиражированный впоследствии.
Героям многих мультфильмов сейчас дарятся оригинальные движения или черты лица, принадлежащие озвучивающим их актерам. Это более свойственно анимационным фильмам, позволившим вывести полнометражную мультипликацию на новый уровень качества и популярности. «Шрек» подарил нам осла ЂЂЂ Эдди Мерфи, кота ЂЂЂ Антонио Бандераса, а «Подводная братва» позаимствовала у озвучивавших уши Уилла Смитта, губы Анжелины Джоли, щеки Рене Зеллвегер, брови Мартина Скорсезе и родинку Роберта ДеНиро.
Скорость синтеза удивляет и вполне вероятно, в ближайшем будущем появится возможность смотреть анимационные фильмы, где актеры исполняют роли, которых они не играли. Это, с одной стороны, упростит и ускорит работу актеров, с другой ЂЂЂ даст новые возможности аниматорам. Будущее несет множество возможностей, и какая окажется наиболее востребованной, не может предсказать никто. А значит ЂЂЂ есть место для экспериментов, и не уменьшится число удачных находок и смелых проектов.

Книга и фильм. Противостояние?

Книга и фильм ЂЂЂ развлечение, интересное времяпрепровождение. Между ними много общего, ведь и с книгой и возле экрана мы проживаем чужую жизнь, узнаем новое, смеемся и плачем. Но есть и разница, ведь почему-то одни любят почитать, для других нет большей катастрофы в жизни, чем пропустить премьеру давно ожидаемого фильма.
Понятны и доступны внешние различия ЂЂЂ держать в руках книгу, перелистывать страницы, бегать глазами по маленьким черненьким символам, это совсем не то, что наблюдать за яркими красками и образами экрана. Но ведь внешнее не является главным? Что происходит внутри нас?
Широко распространенным является мнение, что читающие книги более интеллектуально развиты, чем отдающие предпочтение фильмам. Это мнение подтверждается довольно простыми рассуждениями. Во-первых, чтение само по себе ЂЂЂ трудоемкий для мозга процесс. Разбирать символы, складывать их в слова, за которыми стоят образы, представлять эти образы в голове ЂЂЂ работа творческая, энергоемкая, развивающая. Особенно, если при этом удается следить за сложным сюжетом, увидеть философский подтекст или сопереживать героям.
Но простые рассуждения не всегда самые верные. Да, в голове человека при чтении идет работа по преобразованию символов в образы, но именно эта работа и является преградой для эмоциональной насыщенности процесса. Мозг читающего анализирует, распознает, транспонирует, занимается ещё многими вещами исключительно для того, чтобы просто понять ЂЂЂ что же хотел сказать автор. Итогом этой работы становится уникальный, личный фильм в голове читателя, наполненный созданными самостоятельно образами, картинами, движением. Но тот ли это фильм, что был в голове у автора? Конечно же, нет. Читательскому фильму далеко до писательского, ведь он попал к нему в голову через призму печатного слова, аналитической рашифровки и времени беготни по строчкам.
А вот с кино все проще. Вот машина, вот красивая девушка, вот авария, вот слезы на глазах зрителей. Не надо думать, представлять, переводить, фантазировать. Открыт прямой канал в душу зрителю, к его эмоциям, переживаниям. Посредством образов, возникающих на экране, звуков, а последнее время ЂЂЂ и запахов, и движений воздуха можно передать точно и только то, что хотел создатель фильма. Четко, доступно, понятно, действенно. Если это сложная мысль ЂЂЂ она проще дойдет в образе видео.
Конечно, это в идеале, если есть идеальный режиссер, идеальный актер, идеальный оператор и идеальный канал взаимодействия между ними. В жизни такого не бывает. Поэтому телевидение не вытеснило до сих пор книги и не вытеснит, скорее всего, никогда.

ЂЂЂЂЂЂ