1 января ЂЂЂ не только традиционный день жесточайшего похмелья. Именно в начале очередного года традиционно вступают в силу наиболее весомые федеральные законы и запреты.
Пока одна часть населения страны невыразимо страдает от того, что с 1 января 2011 г. неминуемо подорожает даже самая дешевая водка и табак, так как увеличивается ставка соответствующих акцизов, другие пытаются понять, как отразится на их бюджете снижение транспортного налога вкупе с подорожанием бензина. Это, пожалуй, главное законодательное изменение для миллионов автомобилистов.
Согласно законопроекту, транспортный налог будет снижен в два раза по сравнению с текущим показателем. При этом в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ предоставляется право устанавливать пониженные ставки транспортного налога вплоть до нулевой ставки.
Налоговая ставка для автомобилей мощностью до 100 л.с., согласно поправкам, уменьшится с 5 до 2,5 рублей за 1 л.с., для авто мощностью от 100 до 150 л.с. ЂЂЂ до 3,5 руб., от 150 до 200 л.с. ЂЂЂ до 5 руб., от 200 до 250 л.с. ЂЂЂ до 7,5 рублей. Для автомобилей мощностью более 250 лошадиных сил базовая ставка будет уменьшена до 15 рублей.
Так как транспортный налог целиком не отменяется, речи о «растворении» фискального сбора в бензине, как в ряде цивилизованных стран, разумеется, не идет. Но акциз на бензин все равно повысится. С 1 января 2011 г. его ставка составит 1 руб. за литр, а в дальнейшем будет повышаться на рубль ежегодно. Таким образом, за автомобили, по сути, придется платить дважды. Деньги будут поступать в Дорожные фонды, на которые возложат задачу строительства новых трасс.
При этом уже в декабре 2010 г. потребительские цены на автомобильный бензин в среднем по России выросли до 22,8 руб./л., сообщает Росстат. Цена на бензин марки А-76 увеличилась на 0,5% ЂЂЂ до 20,05 руб./л, марки Аи-92 ЂЂЂ на 0,2%, до 23,39 руб./л, марки Аи-95 ЂЂЂ на 0,2%, до 25,3 руб./л. Дизельное топливо подорожало на 2,3% ЂЂЂ до 23,19 руб./л.
В чем еще 1 января изменится Россия автомобильная? Прежде всего, вступит в силу обновленный закон «Об автомобильных дорогах», согласно которому региональные, муниципальные и даже сельские власти получат право делать платными участки дорог, проходящих по подведомственной им территории. Причем не важно, что это за трасса, местная или федеральная, лишь бы у нее был бесплатный «дублер».
Москвичи же прежде всего должны ощутить на себе позитивные плоды войны Собянина с пробками. На прошлой неделе московская мэрия опубликовала документ под названием «Город, удобный для жизни. Приоритетные направления деятельности правительства Москвы по решению транспортных проблем столицы». В обновленном плане борьбы с пробками учтены мнения экспертов и общественности, в результате он существенно отличается от первой версии, опубликованной в ноябре.
Так, отменяется положение о запрете на въезд грузовиков в Москву с 15 января 2011 года. При этом работа по выводу большегрузов все равно ведется. Мэр Москвы Сергей Собянин и губернатор Московской области Борис Громов уже определили места для создания 57 площадок для отстоя грузовиков. Вместе с тем предельную отчетливость обрели планы реконструкции и строительства дорог: места расширения трасс, обустройства пешеходных переходов, развязок и других объектов выверены буквально до метра.
Мэр Москвы предлагает сделать приоритетным общественный транспорт, на развитие которого будет направлено две трети от беспрецедентного дорожного бюджета на 2011 год, равного 203 млрд рублей. Основными направлениями станут строительство метро, скоростного трамвая, разработка проекта пассажирского движения по Малому кольцу МЖД, а также обновление парка наземного транспорта.
Четвертое транспортное кольцо, как и другие мегатрассы «лужковской эпохи» в Москве, скорее всего, строить не будут, а вот санкции за парковку в неположенных местах существенно ужесточат. Кроме того, С. Собянин намерен «уплотнить» транспортный поток, поощряя тех водителей, которые ездят не в одиночку, а берут попутчиков. Возможно, что в будущеЂ для них, как на Западе, выделят отдельные полосы движения. В мэрии считают, что улучшение транспортной ситуации в Москве благодаря принятым мерам станет заметно к весне будущего года.
Нельзя не напомнить, что еще в этом году был отменен так называемый нижний порог содержания алкоголя в крови ЂЂЂ теперь за рулем можно находиться только идеально трезвым водителям, бодро выдающим в алкотестер гаишника показатель 0% промилле. Ну и конечно, недавнее ужесточение ПДД, вступившее в силу в конце ноября. К слову, накануне, 27 декабря, в Госдуму был внесен новый законопроект, в котором прописан очередной этап увеличения штрафов. В частности, согласно документу, разработанному депутатами «Единой России», проезд на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика повлечет в случае принятия проекта штраф в 1 тыс. руб. В свою очередь невыполнение требования об остановке перед стоп-линией при запрещающем сигнале светофора или жесте регулировщика приведет к штрафу в размере 800 руб.
За движение или остановку на полосе для маршруток с нарушением ПДД предлагается наказывать штрафом в 1 тыс. 500 руб. Вместе с тем остановка или стоянка транспортных средств на пешеходном переходе и ближе пяти метров перед ним, за исключением вынужденной остановки, повлечет за собой штраф в 1 тыс. руб. В такую же сумму обойдется нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств на тротуаре.
Тот же документ предполагает расширить полномочия субъектов РФ по введению временных ограничений или прекращению движения транспортных средств по дорогам регионального и местного значения в целях борьбы с пробками. Необходимость этой меры, по мнению депутатов, вызвана тем, что органы государственной власти регионов и муниципалитеты, в собственности которых, как правило, находится большая часть дорог, «несут ответственность за организацию движения на этих дорогах, в том числе в части повышения их пропускной способности», отмечается в сопроводительных материалах к проекту.
РБК.ru